Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обладателю правильно себя презентовать, ясно излагать свои мысли, в современном мире это имеет огромное значение. Инициатором речи является головной мозг. Поэтому истоки речевых проблем начинаются во время беременности, когда формируется мозг. Еще большее влияние на речь оказывает момент рождения. Первый год жизни ребенка – время эмоционального контакта с миром. Детский мир – это его родители, братья и сестры. Чем чаще вы общаетесь с малышом, тем активнее и правильнее его речь. Именно поэтому никакие «старые добрые советские мультики» не заменяют живого общения.
Период формирования речи – всего 5 лет. Сколько нужно успеть! Все пять лет самым значимым остается личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное общение. Предметная и звуковая среда намного важнее методик раннего развития. В государственной образовательной системе постановкой речи с детьми принято заниматься ближе к школе – логопедические программы рассчитаны на возраст 4-5 лет. А когда же на самом деле нужен логопед?
Когда и кому нужен логопед
- для консультации – в любой момент, чтобы специалист оценил речевое развитие малыша и дал персональные рекомендации, как расширить словарный запас, пересказывать информацию, формулировать свои мысли
- до 6 месяцев, если малыш не отвечает вам гулением, лепетом, улыбкой
- до года, если у вас была «сложные» беременность и роды, если у родителей есть проблемы с речью, у малыша – проблемы со слухом и/или зрением, короткая уздечка языка,
- с 1 года до 1,5 лет, если долго нет «новых слов». На слова в нашем понимании это может быть не похоже. Например – протягивая руку к предмету ребенок кричит «Дяяя!» – это уже слово,
- с 1,5 лет до 2 лет, если ребенок не заговорил. Говорить – это когда отдельные слова превращаются в высказывания («Я-пись!, Машина – би-би, Лопата- копать»),
- с 2 до 3 лет, если ребенок не заговорил или начавший говорить не осваивает новые слова и предложения,
- 3-4 года, если ребенок не выговаривает определенные звуки,
- 4-5 лет и до школы, если ребенок не выговаривает определенные звуки, переставляет слоги в словах, пропускает слоги, не говорит начало или окончания слов, неправильно строит фразы (путает множественное/единственное число, падежи, опускает предлоги и т.п.), не может последовательно и логично передавать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бух, а у этого зеленая штука»), речь неотчетлива («каша во рту»),
- в школьном возрасте, если ребенок с трудом осваивает базовые навыки чтения и письма, пропускает буквы и слоги, пишет мимо строк, не успевает в школе.